Дата: 01.06.2025
Одной из самых распространенных топливных фракций является авиационный керосин. Результат глубокой переработки светлых нефтепродуктов применяется для заправки реактивных двигателей различных летательных аппаратов. Маслянистая структура и высокая износостойкость авиакеросина позволяют использовать его в качестве хладагента в топливно-воздушных радиаторах, смазки и растворителя.
Международный рынок авиационного топлива составляет 5-7 млн баррелей в сутки и формируется под влиянием как производителей нефти, так и потребителей в частности. Зависимость авиаперевозок от состояния экономики привела к резкому падению спроса на авиакеросин и стремительному увеличению запасов в хранилищах.
Текущее состояние рынка можно охарактеризовать как умеренное. Постепенно уменьшаются риски перепроизводства, устанавливаются стабильные цены. Спрос на авиатопливо остается подавленным, выход на докризисные уровни производства осложняется многими сдерживающими факторами.
Низкая маржа НПЗ создала небольшой дефицит на рынке, но текущий баланс — нестабильный, и может в любое время смениться профицитом. Быстрое восстановления рынка авиакеросина маловероятно, поскольку рост промышленного производства постепенно замедляется.
Обратите внимание! Отсутствие ликвидного срочного рынка осложняет хеджирование рисков и приводит к дополнительным расходам на приобретение авиационного топлива.
В авиации устанавливают ряд жестких требований к качеству реактивного топлива, от которого зависит безопасность эксплуатации и надежная работа двигателя. Авиационный керосин должен соответствовать строгим стандартам экологичности и межгосударственным нормативным регламентам, регулирующим более 30 технических характеристик.
Выделяют следующие основные требования к параметрам фракционного состава:
Российские стандарты качества авиационного керосина отличаются от зарубежных. Температура кристаллизации топливной фракции отечественного производства выше заграничного аналога. Различаются составы и по содержанию углеводородов и серы. Зарубежное авиатопливо менее пожаробезопасно, поскольку обладает более высокой температурой вспышки. Но запускать двигатели на таком керосине гораздо сложнее.
В целом высокое качество российского топлива соответствует строгим международным регламентам. Нормативность параметров отечественного авиационного керосина подтверждена многократными экспертизами. Но со стороны зарубежных производителей встречаются небольшие претензии относительно недостаточного уровня противоизносности веществ и термической стабильности.
На международном рынке стоимость топливной фракции формируется при участии в торгах потребителя и зависит от интенсивности авиаперевозок и спроса на нефть. В России цена устанавливается производителем, исходя из следующих факторов:
Средняя стоимость авиационного керосина составляет 31-33 рубля за 1 литр, в зависимости от марки. Оптовые цены выше — 47 338 рублей за тонну. По сравнению с прошлым периодом наблюдается прирост в размере 1,43%.
Price: Fuel Jet a-1 FOB Rotterdm Net price: minus 7$ / bbl
В начале текущего года ценник на топливо повысили все
топливозаправочные комплексы.
Самый дорогой керосин ТС-1 в ОАО «Аэропорт Салехард» - 57 675 рублей за тонну. Самое дешевое топливо в «Газпромнефть-Аэро Шереметьево», компании удается удерживать цену в пределах 37 200 рублей.
Обратите внимание! Все цены указаны без учета НДС.
Топливный продукт выполняет стратегическую роль в промышленности и выступает в качестве фундамента для развития авиации. Реализация топлива производится в соответствии с технологическими нормами и требованиями техники безопасности. Транспортировка и доставка таких грузов к потребителю осуществляется со строгим соблюдением регламентированных стандартов.
Топливозаправочные комплексы осуществляют реализацию фракции нефтепродукта на внутреннем рынке России, а также за ее пределами в соответствии с договорами поставки. Крупные компании проводят продажу авиакеросина на биржевых торгах.
Частные потребители могут приобрести керосин для различных бытовых нужд напрямую у комплексов. Достаточно оставить заявку на сайте выбранной компании, указать нужное количество топлива и согласовать доставку.
Обратите внимание! При выборе рекомендуют отдавать предпочтение проверенным поставщикам, которые могут предоставить паспорта качества на данный продукт.
В результате сохранения высоких ставок акцизов и формирования цен монополистами авиакомпании несут большие затраты на приобретение топлива, которые составляют более 40% от всех расходов. Ситуацию осложняет и ограниченное количество продавцов — большинство авиакомпаний сотрудничают с 1 крупным поставщиком.
Оптовые закупки на постоянной основе гарантируют выгодные цены на авиакеросин. Современный рынок авиационного топлива предлагает клиентам отдельные пакеты поставок с учетом среднего объема потребления и температуры.
Существует 2 выгодных варианта приобретения авиакеросина оптом:
Обратите внимание! Крупные поставщики практикуют доставку непосредственно к "крыльцу" клиента.
На международном рынке в качестве стандартной единицы измерения нефти и нефтепродуктов при всех процессах купли-продажи используется баррель. Ее объем равен 158 литрам.
Из 1 барреля нефти получают до 25 литров авиационного керосина. Но при пересчете на тонны необходимо учитывать плотность сырья. Российская нефть выступает в качестве среднеарифметического показателя. Авиационный керосин отличается удельным весом. Его масса составляет 0,8 кг/л. В результате 1 тонна топлива равна 7,9 баррелям.
Пересчет объема для конкретной марки осуществляется на основе показателей веса 1 литра горючего и влияния температуры на плотность вещества.
Важно! Для получения более точного результата используются поправочные коэффициенты.
Данный вид сырья имеет большую важность для авиарынка. Производственный процесс осуществляется на нефтеперерабатывающих предприятиях и строго регламентируется.
Выделяют 2 способа получения авиационного керосина:
На первичном этапе сырую нефть очищают от пластовых вод и различных посторонних примесей и неорганических соединений. Прямую перегонку выполняют под высоким уровнем атмосферного давления. При нагревании вещества до 250 градусов по Цельсию испаряются бензиновые и углеродные фракции. Температура 310-350 градусов позволяет удалить масляные частицы. При присутствии в составе фракции керосина большого количества серы осуществляют гидроочистку. Демеркаптанизация позволяет избавиться от меркаптанов.
В процессе ректификации происходит разделение частиц, которые находятся в жидкой или паровой форме. В результате образовывается дистиллят и флегма. Для выделения целевой фракции керосина необходимо температура 250 градусов по Цельсию.
Процесс нагревания бензина происходит легче, а дизтоплива — сложнее. Поэтому авиационный керосин относят к среднему виду топлива по сложности производства и себестоимости.
Важно! Дистиллят проходит повторную обработку до тех пор, пока на выходе не получится чистый керосин.
В зависимости от выбранной технологии варьируется состав продукта, в котором в виде примесей содержатся азотные и сернистые соединения.
Топливо для авиации поставляется в специальных герметизированных цистернах. Каждая партия в обязательном порядке проходит лабораторную проверку на соответствие установленным стандартам. В специальный склад вблизи аэропорта керосин попадает только после подтверждения его качества.
Хранилища оборудованы автоматическими системами контроля показателей топлива. При выходе из пределов нормы сигнал моментально поступает на пульт управления.
Условия хранения топлива на складе:
Обратите внимание! При длительном хранении авиакеросина сроком более 5 лет в составе увеличивается количество смолистых веществ, образовывается механический осадок.
Роттердам — это крупнейший нефтеналивной рынок и центр торговли нефтепродуктами. Из порт-хаба идут международные поставки авиационного керосина к основным потребителям.
Топливо российского производства не ориентировано на крупные оптовые экспортные отгрузки поскольку практически весь объем употребляется для внутренних нужд. В последнее время рассматривается возможность расширения поставок и освоения новых рынков сбыта, в частности — китайского. Сейчас выделяют два ключевых направления экспорта:
Реактивное топливо с низким содержанием серы относится к военному классу и поставляется непосредственно от нефтеперерабатывающих заводов. От Jet A-1 его отличает меньшая удельная энергия и высокая температура вспышки. Сложная смесь из углевородов требует добавления специального комплекса присадок.
Большая часть авиационного топлива, которое поставляет Россия на международный рынок, относится к JP-54.
Фракция атмосферной прямой перегонки нефти используется в самолетах дозвуковой гражданской. Для этого нефтепродукта устанавливаются строгие ограничения относительно содержания воды. Присадки для ее удаления добавляют непосредственно перед заправкой самолета. Особое внимание уделяют стандартам коррозийной активности, моделируя идеальные условия для испытаний.
Основное отличие европейского аналога российского авиакеросина ТС-1 состоит в технологии производства. Температура вспышки Jet A-1 на 10 градусов выше. На международном рынке этот вид топлива считается экологическим и более безопасным для транспортировки.
Используется для нужд международной коммерческой авиации. Отличается антистатической присадкой и более низкой температурой замерзания. Является единственным продуктом нефтепеработки, требования к которому предьявляются еще до добавления присадок.
Программы технологической модернизации нефтеперерабатывающих заводов позволили начать в России производство данного вида топлива в соответствии с международными стандартами. Основным экспортером марки Jet A-1 является компания «Новатэк» — около 60% от суммарного объема экспортных отгрузок.
Компания «Лукойл» с 2003 года производит данный вид топлива в рамках программы повышения качества. Сложная смесь углевородов соответствует международным стандартам качества DEF STAN 91-91 и ASTM D1655-15.
В отличие от других отечественных нефтеперерабатывающих компаний «Лукойл» реализует топливо на внутреннем рынке страны. Потребителями продукта являются авикомпании, которые выполняют международные рейсы из аэропортов России. Такая стратегия позволяет увеличить емкость рынка JET A-1 и обеспечивает постепенное вытеснение авиакеросина ТС-1.
Компания ПАО «НК «Роснефть» с 2019 года осуществляет реализацию на немецком рынке топлива JET A-1 собственного производства. В рамках расширения поставок были заключены контракты на поставку топлива в аэропорты Мюнхена и Берлина.
Дочерняя компания Rosneft Deutschland GmbH планирует нарастить объёмы производства и реализации JET A-1 не только на немецком, но и на европейских рынках, обеспечивая постоянно растущий спрос. На нефтеперерабатывающих заводах
в Бранденбурге производится более 300 тыс тонн топлива, что составляет более 50% объема JET A-1, потребляемого аеропортами Берлина.
Реализация авиационного топлива на немецком рынке является частью стратегии развития производственного потенциала «Роснефти». Международная сеть компании включает аэропорты Германии, Грузии и Монголии.
Реактивное топливо используется в дозвуковой авиации для нужд гражданской и военной техники России. Отличается повышенным содержанием серы, высокой летучестью и низкой температурой замерзания. При использовании данного горючего срок службы двигателей сокращается, поскольку на поверхности деталей образовываются смолистые отложения.
Авиационный керосин производится для повышенных характеристик в холодную погоду. Но для получения равноценного заменителя зимнего топлива необходимо добавить антиизносные присадки. В качестве сырья для производства отечественного авиакеросина используются дефицитные сорта нефти с низким содержанием серы.
Для внутренних рейсов авиакомпании используют отечественный керосин ТС-1 поскольку стоимость JET A-1 на 30% выше. К тому же разницы между техническими характеристиками в эксплуатации многие авиаторы не видят.
Данный вид нефтепродукта является подакцизным товаром. Реализация такой продукции облагается налогом. Ставка акциза на топливо сохраняется на прежнем уровне и составляет 2 800 рублей за 1 тонну.
Продукты перегонки нефти отличаются не только цветом и областью применения, но и химическим составом. Каждое вещество имеет свой температурный диапазон и количество присадок, оговоренных в регламентах ГОСТа.
Авиационный керосин обладает более высокими проникающими свойствами и эксплуатационными характеристиками.
Выделяют следующие отличия:
В соответствии с регламентом ГОСТа 12.1.007 авиатопливо по степени воздействия на организм относится к 4 классу опасности. Испарения керосина при соединении с воздухом образовывают взрывоопасную смесь. Поэтому вещество требует бережного и аккуратного обращения. Работы с топливом проводятся только в защитном костюме с использованием безопасного инструмента, который при ударе не образовывает искры.
Важно! Нельзя допускать попадения авиакеросина на кожу или глаза — это приведет к сильному раздражению, которое чревато опасными последствиями.
Проверил статью:
Образование: University of South Wales, United Kingdom. Страна: США. Поиск покупателей, продавцов, логистика. Контакты: [email protected]
Дата: 01.06.2025